Слово «пазлы» переводится с английского языка «головоломка». Принцип игры таков: чтобы собрать общую картину, нужно понять местонахождение отдельных деталей и затем расположить их в правильном порядке, ориентируясь по кусочкам изображения.
Прообразом пазлов считается изобретение придуманноя в XVIII веке Джоном Спилсбери, лондонським гравером, специализировавшимся на производстве географических карт. В 1760 году ему пришла в голову идея разрезать одну из его карт мира на части. А сделано это было для того, чтобы повысить желание учеников изучать географию, которые смогут собирать карту воедино. Все на тот момент открытые континенты (кроме плохо изученной Австралии и Антарктиды) были представлены на чёрно-белой гравюре. Вот так выглядели первые пазлы. До 20-х годов XIX века их использовали в качестве учебных материалов и они были без скрепляющих выступов (которые мы знаем в современных пазлах). Первоначально пазлы делали из дерева, так что это была достаточно дорогостоящее удовольствие. В дальнейшем основу поменяли на картон. Первой фирмой, выпустившей «скрепляемые» пазлы была «Parker Brothers» из США. С того момента пазлы приобрели большую популярность во всём мире.
Сегодня существует огромное количество разновидностей пазлов: пазлы из пластика, голографические, трёхмерные, в том числе со специальными очками в комплекте, фотопазлы, пазлы, ламинированные деревом, флюоресцентные пазлы, которые светятся в темноте. В некоторых странах проводят соревнования по собиранию пазлов и даже учредили премии за внесение вклада в популяризацию этой игры.
Несмотря на недорогую розничную стоимость продукта, бизнес, связанный с производством необычной мозаики – достаточно прибыльное дело.
Самыми крупными производителями пазлов в мире являются Educa (Испания), Ravensburger (Германия) и Clementoni (Италия). Продукция этих компаний является достаточно качественной и имеет широкий ассортимент. Также среди лидеров находится польская компания Castorland. В России среди всех компаний, занимающихся производством головоломок, можно выделить две самые крупные: Step Puzzle и Astrel. Первая из них занимает около 70% рынка пазлов в России и специализируется на продукции для детей. Кстати, ниша пазлов для детей – это один из немногих сегментов детской продукции, не захваченных китайскими производителями в странах СНГ. Причиной этого является тот факт, что себестоимость низкая, и привозить их из Китая просто нерентабельно. Также китайские продукты имеют низкое качество.
Пазлы также могут выступать в качестве промо-продукции, недорогой и эффективной. Обычно рекламные наборы выпускают размером от А2 до А4 с количеством элементов от 50 до 1000. Сувенирные наборы можно использовать как корпоративные подарки или призы на различных розыгрышах. Благодаря низкой цене, такие пазлы часто заменяют или дополняют листовки, буклеты.
При производстве пазлов используется типографское оборудовние, что позволяет сделать высокие тиражи выпуска. Изготовление обычных картонных пазлов состоит из трёх основных этапов: в первую очередь дизайнер создаёт рисунок или обрабатывает фотографию, которые будут нанесены на основу. На втором этапе изображение печатается на плотном картоне, а затем происходит нарезка элементов при помощи специального оборудования.
Если тираж продукции будет малым, то и помещение для оборудования может понадобиться небольшое. Здесь будут располагаться принтер, термотрансферный пресс, машина для разрезания пазлов и компьютер, а также храниться готовая продукция. Для крупного производства, необходимо арендовать или выкупить достаточные площади, как для оборудования, складов, так и для конструкторских бюро, разрабатывающих новые технологии пазлов.
Новинками в отечественном производстве пазлов сейчас считаются объёмные пазлы из полимерного материала, а также деревянные пазлы и пазлы-книги.
Обязательным условием произведённой продукции является сертификация. Реализация происходит через торговые сети. Если компания небольшая, возможна работа с розничными магазинами, рекламными агентствами и даже конечными потребителями (если делаются пазлы под заказ).
На сегодняшний день в России не так уж и много производителей мозаик-головоломок. Однако, не смотря на это, конкурировать с ними не так уж и просто, как может показаться сначала. Среди возможных трудностей можно упомянуть следующие: необходимость наличия дорогого оборудования, цехов для его размещения, складов, организация службы доставки. Для старта такого бизнеса может понадобиться несколько миллионов рублей и окупится это за два-три года.
Если производство небольшое, то и стартовый капитал нужен меньший: миллион-полтора рублей. Окупится производство через полтора-два года. Для обеспечения конкурентоспособности, специалисты советуют новичкам выбрать определённую специализацию.
Среди примеров такой специализации можно вспомнить Стива Ричардсона и Дэйва Тибеттса из Нью-Джерси, которые выбрали производство эксклюзивной деревянной продукции ручной работы. Несмотря на высокую стоимость их продукции, спрос также достаточно высок благодаря качеству.
Изготовление пазлов из дерева или фанеры имеет свои преимущества: их удобно брать в руки, легко находить нужные элементы, они прочные и долговечные. Такие пазлы как нельзя лучше подходят для детей.
Чтобы производить деревянные пазлы будут необходимы деревообрабатывающие станки, цех для покраски, помещения для сборки и упаковки изделий и т.д. Опыт предприятий, специализирующихся на производстве деревянных пазлов, показал, что на запуск такого производства могут понадобиться инвестиции 600-700 тысяч рублей. Деньги будут потрачены на закупку станков и сырья, аренду помещений, оформление сертификатов, помощь психологов, художников, фотографов и технологов.
Не важно, какие пазлы вы будете выпускать. В любом случае, вам стоит учесть следующие советы:
Отдельно хотелось бы сказать про изображения на пазлах. Большие предприятия исследуют: какие именно картинки людям нравится собирать. Традиционно-высокие показатели популярности имеют изображения героев известных мультфильмов, животных, пейзажи, фотографии достопримечательностей, картины в стиле фэнтези. Авторы изображений продают лицензии на их использование, так что при производстве пазлов могут понадобиться дополнительные средства на покупку таких лицензий.
Бизнес идея производства пазлов не нова, тем не менее, хобби собирания мозаики остаётся очень популярным занятием во многих странах. Стартовый капитал и конкуренция достаточно велики, но доходы от такого бизнеса постоянны и высоки.
Открытие продовольственного магазина производится в несколько этапов. Первоначально необходимо определиться с бизнес-идеей – чем магазин будет заниматься, какие продукты будут представлены покупателю, и в чем заключается отличие от конкурентов.